О некоторых вопросах, касающихся применения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Государственному и муниципальному контролю подлежит любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Такой контроль выражается в проведении уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления выездных и документарных проверок, имеющих как плановый, так и внеплановый характер.

Общие порядок и основания проведения проверок регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон). Вместе с тем, некоторые особенности осуществления государственного и муниципального контроля устанавливаются иными законодательными актами.

Со всеми запланированными проверками на текущий год в отношении конкретного юридического лица и индивидуального предпринимателя можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» www.genproc.gpv.ru в разделе «Сводный план проверок», на официальном сайте прокуратуры Московской области (для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Московской области) mosoblproc.ru в разделе «Планы проверок», а также на официальных сайтах органов контроля (надзора). Также о проведении плановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, в порядке, установленном частью 12 статьи 9 Федерального закона.

Значительная часть проверок носит внеплановый характер. Наиболее частыми основаниями для проведения внеплановых проверок являются истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о нарушении прав потребителей.

По общему правилу, установленному частью 16 статьи 10 Федерального закона, о проведении внеплановых проверок проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (вручение копии распоряжения о проведении проверки нарочно, уведомление факсограммой, телеграммой, телефонограммой, электронной связью).

Однако внеплановые проверки могут проводиться и без предварительного уведомления субъекта предпринимательства.

Уведомление не допускается при проведении проверок по факту поступления в контролирующий (надзорный) орган информации о нарушении обязательных требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, миграционного законодательства, противопожарной безопасности, а также в ряде других случаев, предусмотренных законодательством.

Основанием для проведения проверки является распоряжение или приказ руководителя контролирующего органа, копию которого проверяющий должен вручить предпринимателю или законному представителю проверяемой организации.

При этом в случае проведения внеплановой выездной проверки в связи с поступлением в орган государственного и муниципального контроля обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо о причинении такого вреда (за исключением необходимости принятия неотложных мер контролирующими (надзорными) органами), проверочные мероприятия должны быть предварительно согласованы с прокуратурой.

Согласие прокурора либо заместителя прокурора на проведение проверки дается в письменной форме в виде самостоятельного документа (решения), выдаваемого контролирующему (надзорному) органу (решение прокуратуры о согласовании проверки проверяемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не направляется). В иных случаях проведения внеплановых выездных проверок, а также в случаях проведения плановых выездных проверок и документарных плановых и внеплановых проверок согласие прокурора не требуется, однако наличие распоряжения или приказа руководителя контролирующего (надзорного) органа является обязательным.

При взаимодействии с органами контроля (надзора) представителям хозяйствующих субъектов следует учитывать, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, не вправе необоснованно препятствовать проведению проверок, либо уклоняться от ее проведения. Ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, установлена ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) – статьей 19.4.1 названного Кодекса.

Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок определены в статье 21 Федерального закона.

Особо следует отметить, что законом предусмотрен не только судебный, но и административный (несудебный) порядок защиты нарушенных прав субъектов предпринимательства. Надзор за соблюдением требований законодательства органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляют органы прокуратуры.

Версия для печати