Защита бизнеса: прокурорский надзор в действии

№ 6 июнь 2009

Автор: Мария НЕРЕТИНА, редактор журнала «Экономические преступления»

Малый и средний бизнес является важнейшим сегментом экономики страны, и в то же время наиболее уязвимым. Зачастую серьезным препятствием на пути развития небольшой компании становятся многочисленные злоупотребления контрольно-надзорных органов и их коррумпированность.

Борьбе с коррупцией и защите предпринимателей от необоснованных проверок был посвящен «круглый стол», который прошел 27 мая в прокуратуре Московской области. В нем приняли участие сотрудники прокуратуры, представители общественных организаций и ТПП Московской области.

Заседание «круглого стола» было открыто кратким выступлением прокурора Московской области Александра Мохова. Он рассказал о принятии по инициативе прокуратуры Закона Московской области от 10.04.09 № 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области», закрепившего понятие антикоррупционной экспертизы и регламент ее проведения.

Данная экспертиза проводится органами прокуратуры в целях выявления нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления,
а также их проектов. Многие из них формально не противоречат действующему законодательству, но в то же время создают благодатную почву для коррупции, предоставляя госслужащим широкие полномочия для принятия решений, одновременно с этим не оговаривая его четких условий.

Для прокуратуры Московской области выявление и искоренение таких нормативных актов стало сейчас одной из важнейших задач. За истекший период этого года в области выявлено 167 действующих нормативных правовых актов, содержащих 250 факторов, так или иначе способствующих коррупции. Причем больше всего таковых встречается среди актов органов местного самоуправления, которых принимается очень много, но из них далеко не все отличаются высоким качеством нормотворчества.

Отдельным предметом для обсуждения стала защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства от коррупционных проявлений и, прежде всего, реализация Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу с 1 мая. Данный закон наделяет прокуроров новыми полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как сообщила в своем выступлении начальник отдела прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Любовь Попова, в принятом законе содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых выездных проверок. Кроме того, предусмотрено размещение на интернет-сайте контролирующего органа сводного плана проверок по всем организациям. «Это позволит избежать ситуаций, когда предпринимателя проверяют несколько контролирующих органов в отношении одних и тех же требований», — уверена Любовь Попова.

По окончании этого выступления среди участников «круглого стола» развернулась дискуссия. Генеральный директор Торгово-промышленной палаты Московской области Людмила Широкова посетовала на недостаточную информированность представителей малого и среднего бизнеса об изменениях в законодательстве, которой часто пользуются недобросовестные чиновники. К ее заявлению присоединился председатель совета Московского областного регионального отделения ООР «ОПОРА РОССИИ» Владислав Корочкин.

В ходе обсуждения участники пришли к выводу о необходимости проведения разъяснительной работы среди предпринимателей и, разумеется, сотрудников контролирующих органов, чтобы свести к минимуму возможности нарушений — как вследствие ошибки, так и злоупотребления.

По завершении «круглого стола» на некоторые вопросы «ЭП» согласился ответить прокурор Московской области Александр МОХОВ.

— Александр Михайлович, с 1 мая различные государственные и муниципальные службы, контролирующие коммерческие организации, в соответствии с Законом № 294-ФЗ обязаны согласовывать с прокуратурой внеплановые выездные проверки хозяйствующих субъектов. Как начала работать данная норма закона?

— Так получилось, что закон вступил в силу значительно раньше, чем ожидалось. В связи с этим многие внеплановые проверки, которые контролирующие органы собирались провести в мае, потребовалось спешно согласовывать с прокуратурой.
С 1 мая в прокуратуру области поступило 16 заявлений о согласовании таких мероприятий, и только по четырем из них был дан положительный ответ. В остальных случаях прокуратура оснований для проверок не усмотрела.

— Планирует ли прокуратура провести разъяснительную работу специально для контролирующих органов с целью профилактики нарушений закона при проверках малого и среднего бизнеса?

— Для исполнения Закона № 294-ФЗ в прокуратуре области создан отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле. Мы постоянно взаимодействуем с контролирующими органами по вопросам применения этого закона. Городскими и районными прокуратурами проведены межведомственные, а аппаратом прокуратуры области — оперативные совещания с контролирующими органами, на которых были доведены и разъяснены основные положения закона (а также приказа Генерального прокурора РФ № 93) и обсуждались вопросы их реализации.
Кроме того, поскольку закон принципиально новый, в целях предотвращения нарушения процедуры согласования внеплановых выездных проверок и для обсуждения проблемных вопросов, которые, конечно, неизбежны, мы планируем в июне провести межведомственное совещание с участием органов государственного контроля и надзора.

— Каким образом органы прокуратуры могли предупреждать излишний контроль над бизнесом до принятия закона? Какие нарушения со стороны контрольных органов ими выявлялись?

— В основном мы принимали меры реагирования уже по фактам необоснованных либо проведенных с нарушениями проверок, о которых нам сообщали предприниматели. Анализ поступающих к нам обращений показал, что основными причинами жалоб являются нарушения, допускаемые при проведении внеплановых выездных проверок, а также значительное увеличение количества таких мероприятий.
По итогам прошлого года и первого квартала текущего городскими и районными прокуратурами области выявлено 580 нарушений в указанной сфере. В ряде случаев проверки субъектов предпринимательской деятельности проводились лицами, не указанными в распоряжении руководителя соответствующего органа. В актах, составленных по результатам проверок, отсутствовали дата, номер распоряжения и подпись проверяющего, а в некоторых случаях акты не составлялись вообще.
По данным фактам прокурорами было вынесено 199 представлений, принесено 107 протестов, вынесено 31 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

— Стоит предположить, что с принятием закона таких жалоб станет еще больше?

— Жалоба в прокуратуру как инструмент защиты от злоупотреблений при проверках по-прежнему остается. Более того, согласно статье 20 Закона № 294-ФЗ, результаты проверок, проведенных с нарушением требований этого закона, не будут иметь доказательственной силы.
Однако предпринимателям необходимо помнить, что принятие закона не должно способствовать вседозволенности при осуществлении ими своей деятельности. Положения закона не свидетельствуют о сворачивании государственного и муниципального контроля как такового, а призваны лишь оградить бизнес от произвола со стороны органов контроля.

www.ecrime.ru

Версия для печати